Стихи, которые учат в 4 классе по программе школа России наизусть

Введение в волшебный мир поэзии

Поэзия — это не просто набор рифмованных строк, это целый мир эмоций, образов и ассоциаций, который открывается перед каждым, кто берёт в руки сборник стихов. Особенно важно знакомство с поэзией в детском возрасте. В 4 классе дети, как правило, начинают осознавать поэзии не только как художественный текст, но и как способ передачи эмоций, настроений и даже философских идей. В нашей статье мы поговорим о том, какие стихи учат в 4 классе по программе «Школа России» наизусть, как эти произведения развивают детей и каким образом они могут сделать их мир ярче и насыщеннее.

Почему важно учить стихи наизусть?

Развитие памяти и речи

Помимо удовольствия от чтения, запоминание стихов является отличным способом развивать память и речевые навыки у детей. Когда ребёнок учит стихотворение, он не только запоминает слова, но и учится правильно произносить звуки, интонировать реплики и работать с текстом, находя в нём смысл.

Эмоциональное развитие

Стихи часто наполнены глубокими эмоциональными переживаниями, которые позволяют детям сопереживать персонажам, вспоминать о своих чувствах и находить отклик в душе. Такие произведения обучают их понимаете и анализировать эмоции, что в свою очередь способствует эмоциональному интеллекту.

Развитие творческого мышления

Кроме того, поэзия подталкивает к творческому мышлению. Дети начинают задумываться о том, почему поэт выбрал именно такие слова, что стоит за картинками в их голове, и каким образом они могут выразить свои собственные мысли через стихи.

Список стихов для 4 класса

Чтобы дать более чёткое представление о программе, приведём список известных стихотворений, которые учат в 4 классе согласно программе «Школа России». В этом списке вы найдёте не только классические произведения, но и стихи современных авторов.

  • Александр Пушкин — «У Лукоморья дуб зелёный»
  • Сергей Есенин — «Пороша»
  • Марина Цветаева — «Сплошное море»
  • Владимир Маяковский — «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Корней Чуковский — «Телефон»

Каждое из этих произведений имеет свою изюминку и особенности, которые делают их незабываемыми. Давайте подробнее рассмотрим каждое из них.

Александр Пушкин: «У Лукоморья дуб зелёный»

Краткий обзор

Стихотворение «У Лукоморья дуб зелёный» известно, пожалуй, каждому, кто когда-либо учился в школе. Это произведение стало ассоциироваться с детством и волшебством. Пушкин мастерски использует образы природы, чтобы создать атмосферу сказки. Дуб, который является символом силы и долговечности, дополняется удивительными персонажами, что делает стихотворение поистине магическим.

Почему оно важно?

Это стихотворение является не только богатым образным языком, но и предоставляет возможность обсудить со школьниками темы дружбы, верности и любви, что является актуальным для их возрастного периода. Уроки на основе этого произведения могут включать не только анализ текста, но и креативные задания, например, написание собственных коротких сказок.

Сергей Есенин: «Пороша»

Основные темы

В своём стихотворении «Пороша» Есенин описывает зимний пейзаж, который обретает новую жизнь благодаря пушистому снегу. Его описание природы вызывает у детей живые образы, что пробуждает в них любовь к родной земле и природе.

Учебные аспекты

Запоминание этого произведения помогает детям развивать навыки наблюдения и умение передавать свои чувства через слово. Уроки, основанные на этом стихотворении, можно дополнить открытиями о природе и экологии, что будет актуально в свете современных проблем окружающей среды.

Марина Цветаева: «Сплошное море»

Обзор произведения

«Сплошное море» Цветаевой — это стихотворение, в котором поэтесса описывает безбрежность и неопознанность моря. Оно полное чувства тоски и стремления к свободе. Каждый стих дыхание природы, которое переносит читателя на берега моря.

Влияние на детей

Чтение и запоминание произведения Цветаевой может помочь развить у детей чуткость к слову и умение воспринимать поэзию как способ самовыражения. Это хорошая возможность обсудить с детьми темы свободы, поиска себя и стремления к мечте.

Владимир Маяковский: «Что такое хорошо и что такое плохо»

Значение произведения

Это стихотворение, в котором Маяковский описывает понятия добра и зла через простые и понятные детям примеры из повседневной жизни. Оно вызывает у детей резонирование с их собственным опытом и помогает им формировать своё видение мира.

Подход к изучению

Произведение Маяковского способно не только развлекать детей, но и знакомить их с основами этики и морали. Уроки могут включать дискуссии о том, что такое хорошо и плохо, что обязательно связано с воспитанием нравственных качеств у детей.

Корней Чуковский: «Телефон»

Игровая форма

Стихотворение «Телефон» Чуковского отличается ритмичностью и весёлым настроением. Оно рассказывает о том, как давно изобрели телефон и как его использование может быть забавным и странным одновременно.

Эмоциональный отклик

Поскольку это произведение написано в шуточной форме, оно вызывает смех и радость у детей. Учебный процесс на основе этого стихотворения может включать игры, конкурсы и даже создание собственных стихотворений в подобном стиле, что развивает креативность и артистические способности.

Методы работы со стихами в классе

Дебаты и обсуждения

Обсуждение стихотворений с учащимися — это отличный способ вовлечь их в процесс обучения. Дети могут мона там делиться своими мыслями о том, что они поняли, какие эмоции испытывают. Это поможет развивать критическое мышление и учить их уважать мнения друг друга.

Кроссворды и головоломки

Создание кроссвордов и головоломок на основе изучаемых стихов может добавить элемент игры в процесс обучения. Такой подход превращает обучение в интересное и увлекательное занятие, что особенно важно в молодом возрасте.

Творческие проекты

Заказ проектов на основе стихотворений также является эффективным методом. Дети могут создавать постеры, делать рисунки или даже записывать аудиоверсии своих любимых стихов. Это помогает им лучше запомнить материал и развивать творческие навыки.

Заключение: поэзия — это важно

Узнав о стихах, которые изучают в 4 классе по программе «Школа России», можно понимать, насколько велика роль поэзии в развитии детей. Она не только помогает развить память и творческое мышление, но и учит детей понимать свою жизнь, свои эмоции и устанавливать связи с окружающим миром. Важно, чтобы поэзия стала неотъемлемой частью образовательного процесса и не исчезла из сознания будущих поколений.

Учите своих детей стихам, читайте вместе и обсуждайте, как это помогает им расти и развиваться, потому что поэзия — это гораздо больше, чем просто слова. Это целый мир, который они могут взять с собой на протяжении всей своей жизни, находя в нём отголоски своих собственных переживаний и эмоций.